Владислав Назаров: «Экономика развивается во времена политической стабильности»

В наступившем году в городе планируется реализовать немало перспективных и дорогостоящих проектов.

В конце ноября, накануне депутатских выборов, тема финансирования города активно муссировалась некоторыми кандидатами. Писали: мол, обижают город, тощает год от года муниципальная казна, а уж бюджет 2012 года – вовсе одни слезы… По традиции, обсуждая эту тему в начале года, просим о компетентных комментариях заместителя главы администрации городского округа Электросталь по экономике и финансам Владислава Назарова.

Новости недели | Владислав Михайлович, начнем с показателей бюджета завершившегося года, который (год назад мы об этом говорили) виделся вам жестким и непростым для исполнения.

Назаров | Бюджет 2011 года исполнен в следующих параметрах: доходы – 3 063, расходы – 3 049 млн рублей. Напомню, что плановые показатели в начале прошлого года были в пределах 2 686 и 2 830 млн рублей соответственно. Прибавка в доходах и расходах, как видите, получилась значительная. Бюджет начавшегося 2012 года представляется мне еще более благополучным.

НН | Но параметры бюджета 2012 года уже известны, по доходам он не превышает и 2,5 миллиарда. А вы говорите – более благополучный?

Назаров | Бюджет этого года сформирован: доходы 2,461 и расходы – 2 607 млн рублей (это план, год ведь только начался). Но на самом деле нынешний бюджет не меньше, а больше предыдущего. Дело в том, что с этого года считать надо уже по-другому: вступают в силу новые федеральные законы, изменилась структура бюджетов разных уровней. Чтобы не быть голословным, приведу несколько цифр. Статья «Национальная экономика» (основной раздел – содержание и ремонт дорог) увеличилась вдвое: с 49 млн в 2011 году до 81 млн рублей – в 2012-м. На расходы ЖКХ: только в городском бюджете (а есть и другие источники, об этом чуть позже) расходы увеличены в 1,5 раза – с 96 до 143 млн рублей. В разделе «Образование» заложена цифра 871 млн рублей (было 800 млн). И так далее. В итоге значительная прибавка фиксируется по всем статьям городского бюджета, и все бюджетополучатели в этом году получат больше средств.

НН | Отчего же такие скромные итоговые параметры?

Назаров | Готов подробно разъяснить, с чем это связано. Во-первых, с этого года расходы на городское здравоохранение не полностью отражены в городском бюджете. Изменилось законодательство, и полномочия по финансовому обеспечению медицины переданы региону – Московской области. Правда, сейчас мы живем в состоянии переходного периода, и область временно «делегирует» нам эти полномочия, выделяя субвенции. А вот средства ОМС теперь напрямую поступают на счет МУЗ ЭЦГБ и не проходят через городской бюджет (это примерно 500 млн рублей в год).

НН | Есть и другие средства, «выпадающие» из структуры прежнего бюджета?

Назаров | Да, это доходы (соответственно и расходы) от предпринимательской деятельности. Вступил в силу ФЗ № 83 о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Они преобразуются в новые юридические формы (казенные, автономные и бюджетные). Серьезные перемены направлены на то, чтобы дать больше экономической свободы для предприятий. К примеру, автономные учреждения имеют возможность брать кредиты в банках и т.д. Прибыль от платных услуг поступает теперь на счета предприятий, кроме казенных, напрямую, минуя городской бюджет, – в результате не будут отражены в бюджете примерно 800 млн рублей.

НН | К слову, много ли прежних муниципальных учреждений получили в этом году экономическую свободу?

Назаров | Статус «автономное учреждение» уже получили МУ СОК «Электросталь», центры «Диалог» и «Доверие», школа № 13 (как эксперимент), а в скором времени перейдут в это качество все учреждения культуры и спорта. Казенными учреждениями стали управленческие организации (администрация города, УМЗ, спасательная служба). Большинство учреждений образования и здравоохранения в нашем городе имеют статус «бюджетное учреждение».

НН | Экономисты, вероятно, подсчитали, как бюджет 2012 года выглядел бы, исходя из прежних принципов формирования?

Назаров | Если учесть все доходы и расходы, которые не отражаются теперь в бюджете, получатся такие цифры: доходы – 3,8; расходы – 3,9 млрд рублей. Понятно, что всегда хочется большего, и мы продолжаем работать в этом направлении. Но, объективно говоря, нынешний бюджет – это значительный шаг вперед в плане финансирования города и со стороны федерации, и со стороны области.

НН | «Бюджет выживания» последних трех лет не позволял строить планы развития городской инфраструктуры. Можно ли уже говорить, что ситуация изменилась?

Назаров | Несмотря на рост, развивать город только на средства местного бюджета не получится. Поэтому Электросталь принимает активное участие в реализации целевых программ с федеральным и областным финансированием. Перечислю ряд направлений, по которым будет осуществляться работа в 2012 году:
— в рамках программы модернизации здравоохранения будет осуществлен капитальный ремонт нескольких медицинских учреждений на общую сумму 175 млн рублей. Еще 100 млн рублей будет израсходовано на приобретение медицинского оборудования;
— в городе построят два новых детских сада (стоимость каждого проекта – более 170 млн рублей);
— из фонда реформирования ЖКХ поступит 34 млн рублей, что позволит (на условиях софинансирования) отремонтировать несколько десятков жилых домов;
— начнется строительств нового оздоровительного комплекса: в огромном здании разместится несколько игровых спортивных площадок, предусмотрены занятия для людей с ограниченными возможностями (стоимость проекта – не менее 250 млн руб., основная часть средств поступит в текущем году);
— завершится строительство искусственного футбольного поля на территории школы № 11 (более 10 млн рублей);
— около 30 млн рублей будет вложено в реконструкцию поля для хоккея на траве;
— примерно 50 млн рублей запрашиваем на реконструкцию холодильного оборудования для ЛДС «Кристалл».

И этот список будет продолжен. Хочется верить, что начнется реконструкция ДК им. Горького. Вопрос рассматривается в областном правительстве, есть шансы продвинуться в этом вопросе. Продолжится строительство храма Вознесения Господня. Общая сумма средств, поступающих из разных источников, которая будет вложена в этом году в реконструкцию и строительство новых объектов, может быть сопоставима с параметрами городского бюджета.

НН | Как человек опытный, вы можете утверждать, что это не «бумажные перспективы», а вполне реальные планы?

Назаров | Все программы спланированы, утверждены, деньги на них заложены в бюджетах разных уровней. Но как прагматик, должен осторожно поправиться: экономические планы реализуются при условии политической стабильности. Мы сегодня с цифрами в руках говорили о том, что в городе укрепляется экономическая база, налицо процесс стабилизации. Но этот баланс может нарушиться. Я не политик, но, как и все, смотрю ТВ, читаю газеты, просматриваю интернет… Иногда хочется откровенно сказать: «Ну не надо раскачивать лодку, в которой плывем, стране как воздух нужна стабильность!» Пока у нас есть основания надеяться на значительное движение вперед в развитии города. Подчеркну: не кричать о бурном развитии, а говорить о реальных поступательных шагах, то есть нормальной, спокойной работе. Так должно быть. Очень хочется верить, что так и будет.

 

Надежда Шмелёва «Новости Недели»